Угождай и властвуй. Как меняется мир потребления.
#
x Поделиться:
#

Угождай и властвуй. Как меняется мир потребления.

19.01.2017

Угождай и властвуй. Как меняется мир потребления.

Феномен кукольного домика.

"А где получатель-то?" — "Да вот он, внизу". Работница почтового отделения свесилась через высокий "прилавок", пытаясь разглядеть 9-летнего автора, который без родительского ведома заказал наложенным платежом шикарную резиновую лодку — просто заполнив и отправив рекламную вырезку из газеты.

Глядя в паспорт одного из родителей, дама пыталась уместить происходящее в какой-то из привычных шаблонов, но получалось не очень: не каждый день приходят посылки несовершеннолетним. В итоге сотрудница разумно решила не связываться с отменой заказа и выдала посылку.

Кто бы мог подумать, что случай, весьма похожий на описанную историю 22-летней давности, может произойти и в наши дни, когда без двухфакторной авторизации невозможно ни сигарет купить, ни приложения в App Store.

Переполох вызвала "Алекса" — умный помощник, разработанный торговым гигантом Amazon и живущий как джин — в аудиоколонке Amazon Echo. Ассистент реагирует на своё имя и помогает чем может: от озвучки прогноза погоды до заказа чего-нибудь в онлайн-магазине.

Всего к нынешнему январю эта электронная барышня обладает уже более 7 тыс. умений, но для покупки кукольного домика за 170 долларов хватило и одного. Заказ сделала 6-летняя американка — она просто озвучила Echo свои хотелки. Устройство, ведомое, очевидно, законами робототехники Айзека Азимова, послушно услужило ребёнку, восприняв его слова как заказ.

Но на этом восстание машин не закончилось. Если верить местному телеканалу, его редакция получила письма возмущённых зрителей — владельцев Echo: когда они смотрели новостной сюжет о кукольном домике, слова телеведущего про заказ были восприняты их "Алексами" как призыв к действию — те начали тоже оформлять заказы на кукольные домики.

Словом, надо быть осторожнее с мечтами, поскольку те имеют свойство сбываться. Особенно если не имеют защиты от детей.

Но в целом Echo с "Алексой" внутри — это прорыв. Искусственный интеллект Amazon быстро учится и быстро обрастает партнёрами: интегрировать виртуальную даму в свою продукцию намерены производители бытовой техники, потребительской электроники, автомобилей и прочих утюгов.

Дирижабли, дроны, большие данные.

Сейчас уже сложно представить, что торговая империя Amazon начиналась с банальной торговли книгами. В наши дни эта корпорация стоит на передовой взаимодействия с клиентами, максимально подстраиваясь под них. Вот несколько многообещающих тенденций:

  • Формирование складов ещё до факта заказа. Патент на предикативную систему Amazon получила ещё в 2013 году. Её суть в том, что компания строит предположения о том, что вы, скорее всего, купите в ближайшее время, и отправляет эти "предсказания" на ближайший к вам склад. Основой пророчеств служат история заказов и поиска, содержимое виш-листов и корзины, аналитика возвратов и времени, в течение которого вы держали курсор над изображением товара. Привет, большие данные, — вы только подумали о кукольном домике, а он уже на пороге и курьер просит расписаться.
  • Склады-дирижабли, парящие на высоте 13–14 км. Этот функционал вытекает из предыдущего: если знаешь, что захотят купить в конкретном регионе, можно заранее отправить туда гружёный дирижабль, который не требует больших ресурсов на содержание и может парить сколь угодно долго, дожидаясь заказов. Сигнал о заказе получен — и с дирижабля, захватив товар, стартует дрон.
  • Для тех, кто всё же не представляет выходных, проведённых вне молла, Amazon оставит торговые центры классического типа под вывеской Amazon Go. Ну как классического? От привычного магазина там останутся только парковка и полки с товарами. Остальное берёт на себя электроника. Вошли внутрь — и система знает, кто вы. Взяли с полки товар или вернули обратно — и Amazon зафиксировал это. Отправились к выходу — и никто вас не остановит, ни кассир, ни охранник. Переступили за порог — и с вашего счёта автоматически списалась сумма за покупки, а чек пришёл на электронную почту. Спасибо, что без сдачи, приходите к нам ещё, как говорится.

Подземные поезда.

Воздушная среда — самая очевидная альтернатива земной тверди, вечно запертой в пробках. Но есть и другое направление, в котором можно копать, — подземное. Не так давно Илон Маск заявил, что от транспортных проблем мир избавят многоуровневые тоннели. Это, скорее всего, вопрос далёкого будущего. А вот проекты вроде Maxitube — куда более близкие реалии.

Представьте: вы заказываете продукты привычным способом. И они приезжают к вам на мини-вагонетке — прямо в холодильник. Или в спецконтейнер у двери дома. По замыслу создателей, сеть таких труб, как в мультсериале "Футурама", может окутать весь город. Единственное отличие — тоннели диаметром в полметра будут не над головами, а под землёй. По ним будут сновать туда-сюда составы на электротяге, загружаясь на роботизированных станциях хранения и выдачи.

А что у нас?

Не возьмёмся предсказать, когда над Россией зависнет первый дирижабль-склад и когда первые дроны помчатся вниз с дарами волхвов: Роскомнадзор и ФСБ могут внести свои внезапные коррективы в любые планы.

Высокие технологии вообще плохо дружат с госрегулированием: оно постоянно запаздывает с выработкой каких-то нормативов, и бизнесу приходится работать на свой страх и риск по непонятным правилам игры. 

Одно из редких исключений — федеральный закон № 54, который был принят в прошедшем году и предписал всей торговле в России измениться кардинальным образом. Удивительно, но в кои-то веки важный закон не был принят впопыхах. 54-ФЗ хоть и не идеален, но более или менее удовлетворяет запросы всех участников рынка торговли: и налоговиков, и бизнеса, и покупателей.

В его основе лежит принцип прозрачности сделок. Каждый факт купли-продажи должен быть зафиксирован: с него должны быть уплачены налоги, рынок должен очиститься от контрафакта, а покупатель — получить свои гарантии в том, что товар не поддельный. Да и в целом испытывать больше доверия к онлайн-торговле, где чеки до вступления в силу 54-го закона были необязательны.

Вообще, чек, этот невзрачный свидетель сделки, уже через год уйдёт на пенсию, по крайней мере в известном нам виде. Из обязательного атрибута, подлежащего выдаче покупателю, бумажный чек станет опциональным: вся информация о сделке уже с февраля этого года будет сохраняться не на кассовой ленте, а на так называемых фискальных накопителях — жёстких дисках с криптозащитой. Именно они будут стоять в кассовых аппаратах, агрегировать сведения о покупках и передавать их в налоговую "по воздуху". А для покупателя в тот же момент будет сформирован электронный чек — получить его можно в виде СМС или на электронную почту. 

На том, что торговую отрасль ждут эпохальные изменения, сходятся многие специалисты: слишком долго тут не было никаких инноваций (максимум кассы стали электрическими), а новое поколение потребителей приобрело качественно иные привычки.

Следующий тренд — мессенджеры и боты, которые сейчас многие активно начинают интегрировать. Потом — big data. Сейчас все накапливают данные, но не все используют их на максимальном уровне. В будущем это будет цифровая революция, которая позволит улучшить скоринг и идентификацию. И, конечно, будущее за биометрией и искусственным интеллектом, их внедрение — это ещё один впечатляющий шаг на пути к сокращению издержек.

Данила Мельников


Возврат к списку