Как обеспечить конкуренцию в сфере обслуживания ККМ.
#
x Поделиться:
#

Как обеспечить конкуренцию в сфере обслуживания ККМ.

22.02.2019

Как обеспечить конкуренцию в сфере обслуживания ККМ.

На рынке обслуживания контрольно-кассовых машин появилась новая компания – ГУП «Налог-сервис». И первые ее шаги в этом качестве могут привести к снижению конкуренции в указанной сфере. Попытаемся разобраться в складывающейся ситуации.

Кто в бизнесе

Обслуживанием контрольно-кассовых машин занимаются частные компании, их много. В каждом регионе работает, как минимум, одна специализированная компания. Среди них есть и члены Ассоциации «Комкассинтех», занимающиеся реализацией и обслуживанием кассовых аппаратов. В конце прошлого года на этом рынке появился новый игрок – ГУП «Налог-сервис» с подразделениями в регионах.

Согласно постановлению Президента от 26.06.2018 г. № ПП-3802 основными задачами этой организации являются:

  • оказание технического содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, а также практической помощи органам государственной налоговой службы в части обслуживания налогоплательщиков по приему отчетов и деклараций;
  • администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы органов государственной налоговой службы;
  • централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, образующихся в результате деятельности органов государственной налоговой службы;
  • оказание услуг по информированию населения через специальный сервис «call-центр»;
  • обучение налогоплательщиков правилам ведения электронных счетов-фактур, доведение до них норм налогового законодательства;
  • обеспечение мероприятий по защите информации;
  • повышение знаний и квалификации работников органов государственной налоговой службы.

Как видно, в постановлении нет прямых указаний на то, что они будут заниматься обслуживанием контрольно-кассовых машин. Вместе с тем в документе нет и ограничений, запрещающих предприятию расширять сферу деятельности. Руководство ГУП «Налог сервис» решило, что предприятие освоит обслуживание контрольно-кассовых машин, значит, так тому и быть.

Казалось бы, новый игрок на рынке – это хорошо! В стране уделяется большое внимание развитию конкуренции. Прежде всего ожидается, что она будет способствовать внедрению современных ресурсосберегающих технологий, повышению качества товаров и услуг, снижению их себестоимости. Однако появление ГУП «Налог-сервис» на рынке обслуживания ККМ, как ни странно это звучит, может привести к снижению конкуренции. Понять, почему так может произойти, нам поможет анализ рынка.

Лидер цен

Лидер цен – это компания, положение которой на рынке позволяет ей устанавливать цены выше или ниже среднерыночных. Обычно такая компания обладает ресурсами, значительно превосходящими возможности ее конкурентов, и контролирует большую долю рынка. В большинстве случаев конкуренты вынуждены следовать в своей ценовой политике за лидером.

Таким лидером цен на рынке услуг по обслуживанию ККМ в Узбекистане может стать ГУП «Налог-сервис». На эту возможность указывает его прейскурант и положение об оплате услуг от 27.12.2018 г.

Среди прочего есть две услуги, на которые стоит обратить особое внимание:

  • процедуры, сопровождающие снятие контрольно-кассовых машин с учета, оцениваемые в 180 тысяч сумов;
  • подготовка ККМ к работе, включая настройку фискальных данных, программирование рабочих параметров, тестовый запуск ККМ и другие процедуры. Тариф – 390 тысяч сумов.

При этом в п. 6 Положения оговорено, что стоимость услуг, оказываемых предприятием, не может быть меньше цены, указанной в приложении к положению (цены приведены выше). Сумма к оплате, согласно этому же положению, определяется на основании соглашения сторон.

Такие расценки вызывают беспокойство других участников рынка. Вот, что по этому поводу говорит исполнительный директор ассоциации «Комкассинтех» Акмаль БАЗАРОВ:

– Стартовые цены, предлагаемые ГУП «Налог-сервис», значительно превышают существующие. Есть магазины и центры бытового обслуживания с небольшими оборотами – их особенно много в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Для них эти расценки могут оказаться неподъемными. Наши предприятия, учитывая социальную значимость таких субъектов предпринимательства, обслуживают их в зависимости от вида услуг за 20–50 тысяч сумов. Даже самые дорогие услуги по обслуживанию ККМ в большинстве регионов укладываются в 100 тысяч сумов. Бывает и дороже, но речь идет о клиентах с большими оборотами, локализованных преимущественно в Ташкенте.

Акмаль Базаров считает, такому крупному игроку, как ГУП «Налог сервис», будет проще продвигать свои услуги, чем остальным сервисным компаниям.

Во-первых, предприятие создано и работает при Государственном налоговом комитете, который занимается регистрацией и снятием с регистрации ККМ, контролирует учет реализованных товаров и услуг при помощи ККМ. Это крупное предприятие, которое располагает бо́льшими возможностями, чем другие участники рынка.

Во-вторых, нельзя исключать и использование административного ресурса. Примеров тому, как ведомства это делали, немало в нашей недавней истории.

В-третьих, нужно учесть и то, что все услуги, оказываемые ГУП «Налог-сервис», освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей. Это также ставит его в преимущественное положение по сравнению с другими участниками рынка.

Между тем у этой организации есть все условия, чтобы пойти другим путем. В соответствии с постановлением Президента от 26.06.2018 г. № ПП-3802, ее услуги оплачиваются за счет бюджетных ассигнований и средств Специального фонда, а также других средств, не запрещенных законодательством.

Что предлагается

Очевидна необходимость принятия мер по сохранению справедливой конкуренции на рынке сервисных услуг, недопущению в будущем нарушений Закона «О конкуренции».

Новые решения должны быть выработаны с учетом тенденций развития экономики страны. Государство выходит из многих отраслей, передавая бизнес предпринимателям. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства определено как приоритет Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах.

В сфере обслуживания ККМ пока может произойти с точностью до наоборот.

Эффективным решением многих проблем в сфере технического обслуживания ККМ может стать разработка и принятие Государственным налоговым комитетом специального документа, определяющего правила деятельности сервисных организаций. С такой идеей несколько лет назад выступали сами участники рынка, однако до сих пор она не была реализована.

Целесообразным представляется и введение института аккредитации организаций по обслуживанию ККМ. Многие страны с развитыми системами обслуживания кассовой техники уже пришли к этому. Аккредитация будет свидетельствовать, что организация работает в соответствии с установленными требованиями, имеет для этого компетентных специалистов и оборудование.

Олег Гаевой


Как обеспечить конкуренцию в сфере обслуживания ККМ.

<p> <strong>На рынке обслуживания контрольно-кассовых машин появилась новая компания – ГУП «Налог-сервис». И первые ее шаги в этом качестве могут привести к снижению конкуренции в указанной сфере. Попытаемся разобраться в складывающейся ситуации.</strong> </p> <p align="center"> <em><strong>Кто в бизнесе</strong></em> </p> <p> Обслуживанием контрольно-кассовых машин занимаются частные компании, их много. В каждом регионе работает, как минимум, одна специализированная компания. Среди них есть и члены Ассоциации «Комкассинтех», занимающиеся реализацией и обслуживанием кассовых аппаратов. В конце прошлого года на этом рынке появился новый игрок – ГУП «Налог-сервис» с подразделениями в регионах. </p> <p> Согласно постановлению Президента от 26.06.2018 г. № <a href="https://nrm.uz/contentf?doc=547774_postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_26_06_2018_g_n_pp-3802_o_merah_po_korennomu_sovershenstvovaniyu_deyatelnosti_organov_gosudarstvennoy_nalogovoy_slujby&products=1_" target="_blank">ПП-3802</a> основными задачами этой организации являются: </p> <ul> <li>оказание технического содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, а также практической помощи органам государственной налоговой службы в части обслуживания налогоплательщиков по приему отчетов и деклараций;</li> <li>администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы органов государственной налоговой службы;</li> <li>централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, образующихся в результате деятельности органов государственной налоговой службы;</li> <li>оказание услуг по информированию населения через специальный сервис «call-центр»;</li> <li>обучение налогоплательщиков правилам ведения электронных счетов-фактур, доведение до них норм налогового законодательства;</li> <li>обеспечение мероприятий по защите информации;</li> <li>повышение знаний и квалификации работников органов государственной налоговой службы.</li> </ul> <p> Как видно, в постановлении нет прямых указаний на то, что они будут заниматься обслуживанием контрольно-кассовых машин. Вместе с тем в документе нет и ограничений, запрещающих предприятию расширять сферу деятельности. Руководство ГУП «Налог сервис» решило, что предприятие освоит обслуживание контрольно-кассовых машин, значит, так тому и быть. </p> <p> Казалось бы, новый игрок на рынке – это хорошо! В стране уделяется большое внимание развитию конкуренции. Прежде всего ожидается, что она будет способствовать внедрению современных ресурсосберегающих технологий, повышению качества товаров и услуг, снижению их себестоимости. Однако появление ГУП «Налог-сервис» на рынке обслуживания ККМ, как ни странно это звучит, может привести к снижению конкуренции. Понять, почему так может произойти, нам поможет анализ рынка. </p> <p align="center"> <em><strong>Лидер цен</strong></em> </p> <p> Лидер цен – это компания, положение которой на рынке позволяет ей устанавливать цены выше или ниже среднерыночных. Обычно такая компания обладает ресурсами, значительно превосходящими возможности ее конкурентов, и контролирует большую долю рынка. В большинстве случаев конкуренты вынуждены следовать в своей ценовой политике за лидером. </p> <p> Таким лидером цен на рынке услуг по обслуживанию ККМ в Узбекистане может стать ГУП «Налог-сервис». На эту возможность указывает его прейскурант и положение об оплате услуг от 27.12.2018 г. </p> <p> Среди прочего есть две услуги, на которые стоит обратить особое внимание: </p> <ul> <li>процедуры, сопровождающие снятие контрольно-кассовых машин с учета, оцениваемые в 180 тысяч сумов;</li> <li>подготовка ККМ к работе, включая настройку фискальных данных, программирование рабочих параметров, тестовый запуск ККМ и другие процедуры. Тариф – 390 тысяч сумов.</li> </ul> <p> При этом в п. 6 Положения оговорено, что стоимость услуг, оказываемых предприятием, не может быть меньше цены, указанной в приложении к положению (цены приведены выше). Сумма к оплате, согласно этому же положению, определяется на основании соглашения сторон. </p> <p> Такие расценки вызывают беспокойство других участников рынка. Вот, что по этому поводу говорит <strong>исполнительный директор ассоциации «Комкассинтех» Акмаль БАЗАРОВ</strong>: </p> <p> – Стартовые цены, предлагаемые ГУП «Налог-сервис», значительно превышают существующие. Есть магазины и центры бытового обслуживания с небольшими оборотами – их особенно много в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Для них эти расценки могут оказаться неподъемными. Наши предприятия, учитывая социальную значимость таких субъектов предпринимательства, обслуживают их в зависимости от вида услуг за 20–50 тысяч сумов. Даже самые дорогие услуги по обслуживанию ККМ в большинстве регионов укладываются в 100 тысяч сумов. Бывает и дороже, но речь идет о клиентах с большими оборотами, локализованных преимущественно в Ташкенте. </p> <p> Акмаль Базаров считает, такому крупному игроку, как ГУП «Налог сервис», будет проще продвигать свои услуги, чем остальным сервисным компаниям. </p> <p> <em><strong>Во-первых,</strong></em> предприятие создано и работает при Государственном налоговом комитете, который занимается регистрацией и снятием с регистрации ККМ, контролирует учет реализованных товаров и услуг при помощи ККМ. Это крупное предприятие, которое располагает бо́льшими возможностями, чем другие участники рынка. </p> <p> <em><strong>Во-вторых,</strong></em> нельзя исключать и использование административного ресурса. Примеров тому, как ведомства это делали, немало в нашей недавней истории. </p> <p> <em><strong>В-третьих,</strong></em> нужно учесть и то, что все услуги, оказываемые ГУП «Налог-сервис», освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей. Это также ставит его в преимущественное положение по сравнению с другими участниками рынка. </p> <p> Между тем у этой организации есть все условия, чтобы пойти другим путем. В соответствии с постановлением Президента от 26.06.2018 г. № <a href="https://nrm.uz/contentf?doc=547774_postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_26_06_2018_g_n_pp-3802_o_merah_po_korennomu_sovershenstvovaniyu_deyatelnosti_organov_gosudarstvennoy_nalogovoy_slujby&products=1_" target="_blank">ПП-3802</a>, ее услуги оплачиваются за счет бюджетных ассигнований и средств Специального фонда, а также других средств, не запрещенных законодательством. </p> <p align="center"> <em><strong>Что предлагается</strong></em> </p> <p> Очевидна необходимость принятия мер по сохранению справедливой конкуренции на рынке сервисных услуг, недопущению в будущем нарушений Закона «<a href="https://nrm.uz/contentf?doc=253753_zakon_respubliki_uzbekistan_ot_06_01_2012_g_n_zru-319_o_konkurencii_%28prinyat_zakonodatelnoy_palatoy_14_11_2011_g_odobren_senatom_05_12_2011_g_%29&products=1_" target="_blank">О конкуренции</a>». </p> <p> Новые решения должны быть выработаны с учетом тенденций развития экономики страны. Государство выходит из многих отраслей, передавая бизнес предпринимателям. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства определено как приоритет <a href="https://nrm.uz/contentf?doc=491559_strategiya_deystviy_po_pyati_prioritetnym_napravleniyam_razvitiya_respubliki_uzbekistan_v_2017-2021_godah_(prilojenie_n_1_k_ukazu_prezidenta_ruz_ot_07_02_2017_g_n_up-4947)&products=1_" target="_blank">Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах</a>. </p> <p> В сфере обслуживания ККМ пока может произойти с точностью до наоборот. </p> <p> Эффективным решением многих проблем в сфере технического обслуживания ККМ может стать разработка и принятие Государственным налоговым комитетом специального документа, определяющего правила деятельности сервисных организаций. С такой идеей несколько лет назад выступали сами участники рынка, однако до сих пор она не была реализована. </p> <p> Целесообразным представляется и введение института аккредитации организаций по обслуживанию ККМ. Многие страны с развитыми системами обслуживания кассовой техники уже пришли к этому. Аккредитация будет свидетельствовать, что организация работает в соответствии с установленными требованиями, имеет для этого компетентных специалистов и оборудование. </p> <p align="right"> <a href="https://www.norma.uz/nashi_obzori/kak_obespechit_konkurenciyu_v_sfere_obslujivaniya_kkm"><em><strong>Олег Гаевой</strong></em></a> </p>

Возврат к списку

Мы используем файлы 'cookie', чтобы обеспечить максимальное удобство пользователям.