20.12.2017
Кассовый коллапс. Почему магазины и АЗС по всей России приостанавливают работу.
Рано утром в среду, 20 декабря, стало известно, что магазины некоторых федеральных и региональных сетей, а также некоторые АЗС вынуждены были приостановить работу из-за проблем с кассовыми аппаратами. Портал iz.ru — о том, что именно пошло не так, какие сети пострадали от сбоя и что это может означать для торговцев и покупателей.
Какие магазины и заправки перестали работать?
В Москве работу приостановили магазины сети «Магнолия». Также известно о сбоях в работе магазинов сети «Магнит» и целого ряда региональных сетей — например, магазинов «Мария-Ра» в Барнауле. О возникших проблемах в своем аккаунте Facebook также сообщил совладелец сети по продаже электроники и бытовой техники DNS Дмитрий Алексеев. Он обратил внимание на то, что технический сбой может стать катастрофическим в «горячий» новогодний сезон.
«Сегодня реализовался страшный сон розницы, когда разом отказались работать все фискальные накопители данной марки и встала торговля. Пока не знаю, случайно или нет вкралась ошибка в микрокод этого принтера, но сейчас по всей стране, вслед за солнцем, из всех магазинов несется мат. Ибо что может быть хуже, чем лишиться возможности осуществлять торговлю в предновогодние дни?», — написал предприниматель в социальной сети.
Проблемы, в том числе, коснулись некоторых из заправок «Газпромнефти». Временно приостанавливали работу часть заправочных станций дочерних компаний «Роснефти» — «Туланефтепродукта», «Башнефть-Розницы» и «РН-Востокнефтепродукта». Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя компании, который также рассказал, что большинство этих заправок уже восстановили работу, остальные начнут обслуживать клиентов в течение дня 20 декабря. По данным агентства, в регионах также возникали сбои при работе АЗС «ЛУКОЙЛ» и самой «Роснефти».
В чем причина?
Проблемы возникли из-за ошибки в работе фискального регистратора производства компании «Штрих-М», одного из самых крупных производителей оборудования для касс в России. Аппарат нужен для того, чтобы регистрировать данные обо всех товарах, проданных в магазине и в режиме реального времени передавать всю информацию в Федеральную налоговую службу, а также для оформления чека покупателям.
После сбоя в его работе продавцы оказались не в состоянии выдавать фискальные чеки — без них торговля в стране запрещена, поэтому обслуживание покупателей пришлось приостанавливать до устранения неполадок.
В компании-производителе рассказали, что устранением проблем в работе кассовых аппаратов занимаются почти 20 тыс. специалистов.
«В настоящее время 2500 центров технического обслуживания нашей компании и 20 000 сервисных инженеров по всей стране занимаются устранением последствий произошедшего сбоя. В центральном офисе ГК «ШТРИХ-М» функционирует штаб, непрерывно осуществляющий мониторинг ситуации», — говорится на сайте компании.
Там же опубликована инструкция по смене прошивки, которая якобы должна помочь восстановить работу оборудования.
В то же время, хотя представители ритейла в первую очередь говорили о проблемах в работе аппаратов производства «Штрих-М», в Федеральной налоговой службе пояснили, что сбои были зафиксированы и в работе кассовых регистраторов других производителей: ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель».
Что говорит ФНС?
В Федеральной налоговой службе уже отреагировали на трудности, возникшие у представителей ритейла. Специальное сообщение было опубликовано на сайте ведомства — по мнению налоговиков, массовый сбой в работе кассовых аппаратов «не приводит к остановке бизнеса». При этом в ФНС отметили, что до устранения технических неполадок торговцы имеют право работать, не оформляя чеков при продаже. После восстановления работы системы им просто придется сформировать так называемый чек коррекции с учетом всей выручки, полученной за это время.
«ФНС России обращает внимание, что в таких обстоятельствах пользователи ККТ не привлекаются к административной ответственности, так как в соответствии частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ вины пользователей за неприменение контрольно-кассовой техники, в том числе при реализации алкоголя, нет», — говорится на сайте ведомства.
Значит, можно спокойно совершать покупки?
Проверить, какая именно выручка оказалась неучтенной, после восстановления работы кассовых аппаратов будет весьма затруднительно. Как отмечают в СМИ, предоставленное магазинам право работать без оформления чеков позволяет им не потерять выручку, но повышает риски для покупателей, которые могут наткнуться на некачественную или просроченную продукцию.
В этом случае покупатель никак не сможет обосновать свои претензии, так что совершать покупки до возобновления работы кассовых систем стоит с осторожностью — чтобы, например, не стать жертвой магазина, решившего воспользоваться случаем, чтобы избавиться от некондиционного товара.
Евгения Приемская
Кассовый коллапс. Почему магазины и АЗС по всей России приостанавливают работу.
<p>
<strong>Рано утром в среду, 20 декабря, стало известно, что магазины некоторых федеральных и региональных сетей, а также некоторые АЗС вынуждены были приостановить работу из-за проблем с кассовыми аппаратами. Портал iz.ru — о том, что именно пошло не так, какие сети пострадали от сбоя и что это может означать для торговцев и покупателей. </strong>
</p>
<h2><strong>Какие магазины и заправки перестали работать?</strong></h2>
<p>
В Москве работу приостановили магазины сети «Магнолия». Также известно о сбоях в работе магазинов сети «Магнит» и целого ряда региональных сетей — например, магазинов «Мария-Ра» в Барнауле. О возникших проблемах в своем аккаунте Facebook также <a href="https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1646168835450980&set=a.612998922101315.1073741826.100001736397653&type=3">сообщил</a> совладелец сети по продаже электроники и бытовой техники DNS Дмитрий Алексеев. Он обратил внимание на то, что технический сбой может стать катастрофическим в «горячий» новогодний сезон.
</p>
<p>
«Сегодня реализовался страшный сон розницы, когда разом отказались работать все фискальные накопители данной марки и встала торговля. Пока не знаю, случайно или нет вкралась ошибка в микрокод этого принтера, но сейчас по всей стране, вслед за солнцем, из всех магазинов несется мат. Ибо что может быть хуже, чем лишиться возможности осуществлять торговлю в предновогодние дни?», — написал предприниматель в социальной сети.
</p>
<p>
Проблемы, в том числе, коснулись некоторых из заправок «Газпромнефти». Временно приостанавливали работу часть заправочных станций дочерних компаний «Роснефти» — «Туланефтепродукта», «Башнефть-Розницы» и «РН-Востокнефтепродукта». Об этом <a href="http://www.interfax.ru/business/592594">сообщил</a> «Интерфакс» со ссылкой на представителя компании, который также рассказал, что большинство этих заправок уже восстановили работу, остальные начнут обслуживать клиентов в течение дня 20 декабря. По данным агентства, в регионах также возникали сбои при работе АЗС «ЛУКОЙЛ» и самой «Роснефти».
</p>
<h2><strong>В чем причина?</strong></h2>
<p>
Проблемы возникли из-за ошибки в работе фискального регистратора производства компании «Штрих-М», одного из самых крупных производителей оборудования для касс в России. Аппарат нужен для того, чтобы регистрировать данные обо всех товарах, проданных в магазине и в режиме реального времени передавать всю информацию в Федеральную налоговую службу, а также для оформления чека покупателям.
</p>
<p>
После сбоя в его работе продавцы оказались не в состоянии выдавать фискальные чеки — без них торговля в стране запрещена, поэтому обслуживание покупателей пришлось приостанавливать до устранения неполадок.
</p>
<p>
В компании-производителе <a href="https://iz.ru/685706/2017-12-20/proizvoditel-onlain-kass-20000-inzhenerov-ustraniaiut-sboi" target="_blank">рассказали</a>, что устранением проблем в работе кассовых аппаратов занимаются почти 20 тыс. специалистов.
</p>
<p>
«В настоящее время 2500 центров технического обслуживания нашей компании и 20 000 сервисных инженеров по всей стране занимаются устранением последствий произошедшего сбоя. В центральном офисе ГК «ШТРИХ-М» функционирует штаб, непрерывно осуществляющий мониторинг ситуации», — говорится на сайте компании.
</p>
<p>
Там же опубликована инструкция по смене прошивки, которая якобы должна помочь восстановить работу оборудования.
</p>
<p>
В то же время, хотя представители ритейла в первую очередь говорили о проблемах в работе аппаратов производства «Штрих-М», в Федеральной налоговой службе пояснили, что сбои были зафиксированы и в работе кассовых регистраторов других производителей: ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель».
</p>
<h2><strong>Что говорит ФНС?</strong></h2>
<p>
В Федеральной налоговой службе уже отреагировали на трудности, возникшие у представителей ритейла. Специальное сообщение <a href="https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7139140/">было опубликовано</a> на сайте ведомства — по мнению налоговиков, массовый сбой в работе кассовых аппаратов «не приводит к остановке бизнеса». При этом в ФНС отметили, что до устранения технических неполадок торговцы имеют право работать, не оформляя чеков при продаже. После восстановления работы системы им просто придется сформировать так называемый чек коррекции с учетом всей выручки, полученной за это время.
</p>
<p>
«ФНС России обращает внимание, что в таких обстоятельствах пользователи ККТ не привлекаются к административной ответственности, так как в соответствии частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ вины пользователей за неприменение контрольно-кассовой техники, в том числе при реализации алкоголя, нет», — говорится на сайте ведомства.
</p>
<h2><strong>Значит, можно спокойно совершать покупки?</strong></h2>
<p>
Проверить, какая именно выручка оказалась неучтенной, после восстановления работы кассовых аппаратов будет весьма затруднительно. Как отмечают в СМИ, предоставленное магазинам право работать без оформления чеков позволяет им не потерять выручку, но повышает риски для покупателей, которые могут наткнуться на некачественную или просроченную продукцию.
</p>
<p>
В этом случае покупатель никак не сможет обосновать свои претензии, так что совершать покупки до возобновления работы кассовых систем стоит с осторожностью — чтобы, например, не стать жертвой магазина, решившего воспользоваться случаем, чтобы избавиться от некондиционного товара.
</p>
<p>
<a href="https://iz.ru/685716/evgeniia-priemskaia/kassovyi-kollaps">Евгения Приемская</a>
</p>
20.12.2017